Название: Обучение молодых мангак секретам создания манги. Расширенное интервью Яги Норихиро для Юудзи Каку из японского журнала манги «Jump SQ»
Автор: Йома - могучий переводчик
Персонажи: Человек-и-Хэловин Яги, репортер, Ягины жертвы персонажи манг "Клеймор" и "Легенда об ангеле"
Форма: перевод допов - 155 главы манги, 1я и 2я часть.
От автора: Во второй части много букв, потому я не стала ее делать картинкой.

Часть 1.

15 сканов в превью, по клику увеличение

Часть 2.

читать дальше

От Йомыча: это первый заход, дальше выкладываться будем по мере поступления.

@темы: Экшн, ОМП, Юмор, Драма, Новогодний разврат, Яги-сенсей

Комментарии
09.01.2016 в 23:52

Номер Четыре. Хаотично добрая на стороне Тьмы.
Мне нравится этот Каку, няшно выглядит; эскизы персов на последней странице доставляют.
Щёрт, с одной стороны фантастика, что Яги с таким подходом придумал Исли и прочих адептов тактики и стратегии, с другой стороны понятно, почему манга местами противоречит себе.
Оч. правильная мысль: не затыкать протагонистом все дыры и не вертеть весь мир вокруг него.
Что касается своеволия персонажей, мне кажется, автор просто не осознает получившиеся характеры, вот и выходит, что они для него непредсказуемы, иначе онбы мог смело сказать «Х бы никогда!».
10.01.2016 в 20:57

Номер Один. Догнат.
Дорогой боец-переводчик, вот теперь то я вижу, что моя заявка была "отсюда и до Китая", получилось реально много! Спасибо, что поебался на первой части со сканами, шрифт отлично читаемый, я, честно говоря, совершенно забыла, пока читала, что это любительский перевод и эдит. Все влево!
Твои труды не пропали даром, мне было очень интересно.

Мне тоже зашло, что Яги сознательно не фиксирует повествование вокруг одного главного героя, за это я и люблю нашу мангу. С другой стороны, не могу не поржать: если для этого надо посадить героиню в мясо на несколько томов, это как-то пиздец читерски :D но Яги все равно молодец, меня подкупило его честное: не продумываю сюжет и персонажа заранее, пусть живёт своей жизнью. Я тоже иногда так делаю)
В общем, спасибо за полезный и интересный подарок, я очень довольна.
11.01.2016 в 00:32

Медичка Шани, когда распозналась 2я часть и посчиталось кличество слов, я тоже приуныл, ибо еще к 1ой подстрочник писать. Основной шрифт — стандартный, он в куче манги используется.
Спс.

переводчег
11.01.2016 в 00:42

ЗЫ
Мне кажется, тут ровно наоборот: кокон появился, потому что «так получилось», а не потому что Яги хотел дать миру отдохнуть от ГГ. Плясала-плясала и дотанцевалась, сама, живя своей жизнью отдельно от мангаки.
Мне нравится, что мангу можно сделать в одно рыло, имхо, возможность все делать по-своему ей на пользу.

переводчег
12.01.2016 в 18:20

Номер Два. Перегнат.
Большое спасибо переводчику с ловкими щупальцами, который так славно перевел и отэдитил. Я узнал дохуя познавательного, особенно про то, что и так подозревал: все проебы сюжета и потерянная Рене - это не мастер-план, а его отсутствие, а мир не интересовал самого автора :gigi:
Если серьезно, то правда было очень интересно. И, кст, насчет "не осознает характеры" я скорее разделяю мысль Креги, что как-то так оно и выглядит.

что Яги с таким подходом придумал Исли и прочих адептов тактики и стратегии
Та божечки, какая там у Исли стратегия - двинуть на Юга в отпуск, пока Ригальдо и другие пиздят клеймориц? Обнять и плакать, адепт)

12.01.2016 в 19:46

Номер Четыре. Хаотично добрая на стороне Тьмы.
Китахара, и не оставить на севере хавчика, чтоб не обидно было.))
Не знаю, возможно, на меня в свое время произвела впечатление та дюжина глав: Исли не просто войско собирал потусоваться на морозе (в аниме ж никто никуда не ушел); про Рафу там крайне удачно сошлось: ее умение скрываться, встреча с Терезой и Люся в анамнезе; близняхи и обычные сестры.

15.01.2016 в 22:56

Спасибо переводчику. Суметь так прочувствовать текст, написанный на чужом языке, дано немногим. :hlop:
У меня даже создалось впечатление присутствия на этом интервью.

Насчет Яги - баламут он, оказывается! Попил молочка от коровки, пощипавшей конопельку, затем глотнул сакэ, из йомомодифицированного рисика, и вперёд, понеслась крыша сюжетная канва.
А чё, назавтра травки курнул и опять сюжет куда-то унесло. И нечего заливать тут, что он, дескать, ванны принимал. Знаем мы такие ванны...:D
А манга - удалась! Всё-таки травка была весьма неплоха... :)

PS
Спасибо заказчику, за эту заявку.
05.06.2018 в 15:01

Оставлю свой некропост. Спасибо переводчику за работу, узнал кое-что новое, хотя по большей части о некоторых вещах можно было догадаться. Согласен с постами выше - да, Яги лишь подтвердил, что дыры и проебы в сюжете - это дыры и проебы, а не результат хитрого плана и интересных задумок. Замечу также, по поводу "сюжет повернул в другую сторону" - в некоторых местах, на мой взгляд, хорошо прослеживаются изначальные задумки, от которых мангака отказался, могу даже примерно рассказать, как на мой взгляд, все должно было быть изначально (если кто это вообще читает).
По поводу "мир верится вокруг героя" и "героя не является центром", то тут оба варианта, причем и в "Легенде" и в "Клейморе". И Китано и Клэр поначалу были главными героями и все действие крутилось вокруг них, оба они к концу отошли на второй план, больше внимания стало уделяться второплановым персонажам, особенно в "Легенде". Выскажу свою точку зрения - на мой взгляд, проблема в том, что Яги просто уставал к концу и от Китано и от Клэр, первый со временем просто исчерпал себя, с Клэр было чуть получше.
05.06.2018 в 17:02

Номер Один. Догнат.
Nastanados, могу даже примерно рассказать, как на мой взгляд, все должно было быть изначально (если кто это вообще читает)

Расскажите, я с удовольствием послушаю.
05.06.2018 в 18:54

Медичка Шани, Ну это все лишь мои догадки и возможно я что-то подзабыл. Ну попробую.
Йомы и пробужденные. Думаю, изначально пробужденных не было совсем. Доказательство - супер-йома, для которого был даже особый термин и то, что даже Присцилла внешне была похожа на стандартного летающего йому, разве то с крыльями и рогами. Вообще же, тема этих пробужденных явно писалась на ходу. Сперва были супер-йомы, потом появились пробужденные, затем - мужские и женские особи, а под конец еще эксперименты Организации.

Черноробые. Думаю, изначально Яги хотел сделать их более индивидуальными. Он явно выделял некоторых из них (забыл имена), инструкторов отдельных клейморов, однако позже они даже не появлялись. Наоборот, Даэ появился довольно поздно и вряд ли был задуман изначально. Кстати, возможно организия изначально и не было злом, просто меньшее зло, спасающее мир от большего и лишь потом автор решил упростить сюжет, сделав их кучкой злобных ученых.

Абиссалы. Яги уж слишком усердно их форсил поначалу, Исли собирал армию, то же хотела сделать и Рифул. В общем, думаю, Яги изначально хотел устроить битву на четыре стороны, но потом решил, что это слишком сложно, в итоге армию собрал только Исли (да и ту не надолго) и быстро слил, а сами абиссалы оказались просто сильными мобами, которые дохли так быстро, что не понятно, чего с ними возились так долго. Также думаю, что изначально Присцилла была именно слабее Исли и проиграла и подчинилась ему (потеряв память от удара по башке, как было сказано изначально), супер-абиссалом она стала позже. Собственно, все эти изменения характера Присс по сто раз на дню - из той же оперы.

Исли вероятно изначально был реальным мега-злодеем, а его армия - угрозой всему живому, а не тупым мясом, гибнущим на паре фреймов. Но тут возникла бы та же проблема, что и в "ПЛИО", пробей Иные Стену в первой книге. Такая сила разрушила бы весь мир, поэтому её пришлось по быстрому убрать со сцены. Понятное дело, никаких "хотел убить всех плохих" не было изначально. Кстати, по поводу Кроноса и Ларса. Возможно, что Исли по изначальной задумке мог ближе к финалу примкнуть к хорошим (обычное дело в аниме и манге) для боя с еще более страшным злом. Замочив его, Яги тем не менее позже ввел эту парочку, которой поручил его роль. Примечательный момент - Кронос почти все время говорит только об Исли, а Ларс вообще ничего не говорит.

В продолжении Исли-темы. Лаки уже слишком резко и внезапно покинул его вместе с Присс, причины этого прописаны были слабо. Так что подозреваю, что изначально Лаки должен был остаться с Исли и Присс и в итоге оказаться по разные стороны баррикад с Клэр. Но потом автор увидел анимэ и понял, что из этого получится.

Добавлю также, что скорее всего, Лаки изначально вообще не должен был расти, при этом сделав его взрослым Яги явно не знал, что с ним делать дальше. Скажу больше - скорее всего, изначально он вообще не должен был покидать Клэр, а основа манги - это дружба между мальчиком и чудовищем. Позже Яги решил продолжить эту тему, но уже с Клэр намба ту.

По поводу второй Клэр - думаю, сперва её роль была чуть больше. Уж слишком много её было поначалу и как-то резко она ушла со сцены потом. Но тут проблемы на поверхности - в манге начался беспрерывный экшн и её просто не куда было бы приткнуть. Вот и пришлось держать её в Рабоне (как я уже писал, там автор оставлял тех героев, которые пока в сюжете без надобности, кроме рабонских глав).

Хелен и Денёв. Скорее всего, изначально не задумывались, а появились из-за Илены и Ноэль. Авторы они понравились, пожалел, что так рано слил вот и ввёл похожих на них героинь.

Мир. Скорее всего, никакого острова и континента изначально задумано не было, изначально это был целый мир с не четкими границами. Тут особых пруфов нет, просто уж слишком внезапно появился этот континент и слишком хреново раскрыт.

Новых абиссалов Яги ввел явно из-за того, что слишком рано выпилил старых. Не исключено также, что бои с ними - первоначально планируемая битва с оригинальными порождениями (но это вряд ли, слишком далеко надо продумать).

Ригальдо первоначально должен был выжить и умчаться на Исли в закат Шучу, ясно, что он был просто промежуточным боссом. Но думаю, Яги все равно пожалел, что выпилил его слишком рано, отсюда и эти главы-флешбеки.

Странности вроде воскресшей Терезы, читерской номер 10 и еще пары странных моментов - ну тут очевидно, что все это было придумано уже по ходу сюжета, причем наверняка за пару глав до появления. Терезу-ангела, подозреваю, Яги вообще придумал после просмотра того клипа. Еще думаю, что первоначально состояние клейморов было действительно не стабильным и стать монстром мог любой из них в любой момент (пример Елены), но тут я уже не уверен.

Есть еще некоторые моменты, но я их уже вспомнить не могу. В целом, если систематизировать, то можно сказать, что глобальное изменение основного сюжета приходится как раз на семилетний таймскип, который скорее всего, для этой цели и был введен.

Забавно, что дырки в животе у клейморов были задуманы изначально, не даром о них упоминают чуть ли не первых главах.

Повторюсь, все это лишь мои теории и догадки, на основе некоторых сюжетных моментов и не выстреливших ружей.
05.06.2018 в 19:23

Номер Один. Догнат.
Nastanados, давайте по пунктам))
Согласна, что изначально пробужденных, по ходу, не было - и это просто гениальная идея, что Яги их ввел. Потому что йома были слишком жалкие противники.

Про черноробых ничего сказать не могу, меня с первого появления Рубеля заплющило крипотной ассоциацией с Темной башней, я ждала от него подляны с первого же появления.

Абиссалы были хороши, но, сука, недолговечны. Да, полное впечатление, что Яги не продумывал их судьбу заранее, но: все трое умерли в "драматических семейных обстоятельствах", выжимая из читателя слезу, и если отбросить в сторону фанатское желание продлить им всем жизни, смерти Рифул и Исли были силтным психологическим ходом, давящим на жалость, а смерть Люсиэлы от руки сестры и их последкющая диффузия - очень красивым криповым ходом. Я до сих пор помню, как визжала, увидев сросшихся систерс.

что изначально Лаки должен был остаться с Исли и Присс и в итоге оказаться по разные стороны баррикад с Клэр.

Да, к этому плюсую, у меня тоже было такое чувство.

Что такое Клэр намба 2? Нипоняла.

. Но думаю, Яги все равно пожалел, что выпилил его слишком рано, отсюда и эти главы-флешбек
Ну ясное дело, Яги просто научился рисовать красивых бисененов и захотел применить свой скилл и заодно форсануть первое поколение)

Новых абиссалов Яги ввел явно из-за того, что слишком рано выпилил старых.
Есть такое чувство, да.

Я думаю, что вот как раз Терезу-ангела внутри Клэр автор продумал изначально, как и флер божественности, сопровождающий ее, богини-близнецы кс крыльями не просто так, и вообще чувствуется, что на Терезу он дрочит. Просто потом он придумал, что можно заюзать ее как пробужденную форму. Опять же - это не пробужденная форма Клэр, это пробужденная форма самой Терезы.

Очень интересно было почитать, спасибо!
05.06.2018 в 20:01

Медичка Шани, Клэр намба два - имел в виду Клариссу (на пару с Миатой). Кстати, можно даже развить эту мысль, что судьба Клариссы и Миаты это то, чем должна была закончиться первоначальна история Клэр и Лаки, но это уже маловероятно.
Была еще пара моих мыслей о возможных изначальных задумках, но уже я их уже подзабыл.
05.06.2018 в 21:43

Медичка Шани, Еще немного, в тему черноробых. Была фанская теория, что они - что-то вроде деффектных клейморов или просто модифицировали себя по их образцу. Не исключено, что Яги и впрямь поначалу что-то подобное задумывал - способность черноробых чувствовать йоки (продемонстрировал и тут же забыл), вечно скрытые (серебряные?) глаза Рубеля, не считая живучести Даэ под конец. Но в итоге ружье так и не выстрелило, а в поздних главах черноробые уже стали обычными людьми.
ЗЫ Ах да, шпионская деятельность Рубеля - это явно придуманное на ходу и толком не выстрелившее ружье.
ЗЗЫ Еще вспомнил. Думаю, Илена первоначально должна была погибнуть со всеми. Но тут не помню - что там говорил про обнаруженные трупы.
05.06.2018 в 22:00

Номер Один. Догнат.
Nastanados, и не забудьте еще феноминальную живучесть Даэ, ведущего светскую беседу с Присциллой разрубленным пополам))
05.06.2018 в 22:01

Nastanados, Про живучесть Даэ же написал. Выше добавил про воскрешение Илены (после боя с Присс).
06.06.2018 в 12:12

Номер Один. Догнат.
Я не согласна, что Илена должна была помереть сразу со всеми. После встречи с Рафаэлой - да, возможно. А там, с Присциллой, если бы Яги хотел ее убить, нам бы показали, как ее нарубили или разорвали, как с остальными девочками. А он нарочно показал ее рану сзади и силуэтом. По сюжету, ГГ почти всегда нужен сенсей в сененах - и вот он сенсей.
06.06.2018 в 14:19

Медичка Шани, Возможно вы правы, я сразу написал, что тот момент помню плохо.Еще немного в продолжении.

Галатея. Сильно сомневаюсь, что её уход в монастырь был запланирован заранее. И общая внезапность и отсутствие предпосылок и то, что происходит это после таймскипа (повторюсь - с него начался глобальный поворот). Еще один важный момент - это её клейморские способности, а точнее то, что автор их зачем-то похерил. У нас есть могучий клеймор, который сражается два с половиной раза за всю мангу, у неё есть уникальные способности, которые она применяет целых один раз. И еще у неё есть супер зрение, которое под надуманным предлогом её лишают. Если убрать тот бой с Миатой, то Галатея после таймскипа могла быть обычной женщиной без сверхспособностей. Глаза - это кстати явно из-за баланса: партию с Галатеей просто не возможно было бы застать врасплох. Плюс сделав её инвалидом, Яги сделал обоснуй, почему она не сражается со всеми.
ЗЫ Позже, Яги, правда наградил Синтию "глазами", но это был явно эрац-варинат галатеевских.

Зачем это было делать - тут сказать сложно. Возможно, автор тупо не знал, что делать с очередным клеймором, именно как клеймором. Возможно также, хотя тут уверенность слабая, что она должна была разрушить организацию изнутри: то, что она остается внутри Организации, знание некоторых тайн, да и глаза делают идеальным шпионом. Если так, получится, что Рубелю достались её функции?

Немного о Рабоне и структуре манге. Думаю, что изначально "Клеймор" должен был состоять из филлерных эпизодов (первые тома, к тому же такая структура уже привычна для Яги). Клэр и Лаки путешествовали бы по городам и селам, она ебашила бы йом, а он путался под ногами. Так что Рабона наверняка должна была быть просто очередной локацией. Ну а причина возвращения проста: авторы нужна была какая-то локация, которая стал бы центром, базой и вместо того, чтобы придумать новое проще взять уже готовое. Тем более что Рабона единственный населенный пункт, худо-бедно раскрытый, плюс - достаточно крупный.

Небольшое примечание, тут скорее не сюжет, а общее. Яги явно подгадил сам себе, когда внезапно захотел сделать клейморам шрамы и увечья, с их регенерацией. Выпутывался как мог, но если у Илен и Галатеей хоть фиговый, но обоснуй, то у Мирии совсем на него забил.

Дафорифул. Нет, тут я ничего объяснить не могу, но могу предположить, откуда эта хуйня взялась. Возможно, причина как и вышеописанное: "придумал сюжетный ход, выкинул его нафиг, потом с фига поднял и вставил в мангу". Т.е. возможно Рифул и Даф по ходу сюжета должны были породить такую нёху. Как - хз, родить, слиться как Рафлюся, в ходе научного эксперимента. Яги это выкинул, но потом зачем-то решил вставить. Вообще же, почему-то с этой парочкой в сюжете связано больше всего странной фигни, порой не как не объясненной: Рафалюся, пропавшая клеймор, полудохлый Даф, который внезапно стал супер Дафом, НЁХА.

Возможно, было еще что-то, но я уже не вспомню, да и вам наверное, уже надоел.
06.06.2018 в 16:29

Номер Один. Догнат.
Nastanados, да, видно, что всю тему с Рабоной и Галатеей в Рабоне Яги придумал уже потом - и лично по мне это офигенно красивый ход.

Насчет сил и зрения Галатеи - вы не совсем правы. Потеряв физическое зрение, она усилила свои супер-способности по чтению. А второй абилкой - умением влиять на йоки противника - она пользуется с Дафом, с Клариссой и в последнем бою за рабону с неизвестным пробудившимся ("ну-ка, я тебя немного замедлю"). Она его связывает, а Хелен пробуравливает в нем дыру. А еще она сражается в промежуточном бою за Рабону вместе с Табитой против неизвестных пробудившихся - и нашинковывает их. Так что вы зря, слепая она сражается очень хорошо, никакой инвалидности у нее нет.
А Миата навешала ей пиздюлей потому, что по силе равна Номер Один + безумное упорство в режиме "берсерка".

Не Синтию, Табиту Яги наградил "глазами". Странный вопрос "зачем". Чтобы три неписи обрели индивидуоьность? Синтия - хиллер, Табита - глаза, Юма - длинная сопля смелость хуйни, которая ничего не умеет, но все же сражается?

Предвосхищая вопрос - зачем их было оставлять в живых - ну, было бы странно, если бы в Пиете выжила только четверка главных героинь. Нужны быди статисты.

Регенерация небезгранична даже у Порождений.
Помните - Рифул стоит без руки и без ноги и плачет, потому что сил на восстановление уже нет.

Шрамы Мирии - доказательство того, какое чудовищное напряжение ей пришлось пережить, чтобы срастить свои куски. На литсо уже сил не осталось. И мы не видели Мирию голой после ее "воскрешения". Я думаю, под одеждой она вся должна бы быть в поверхностных шрамах.

Не, не надоели, было прикольно обсудить.
06.06.2018 в 16:54

Медичка Шани, Под "одним боем" и имел в виду бой с Дафом, остальные подзабыл. Другое дело, что они все равно были второстепенными, видимо, поэтому и вылетели из головы. По поводу "инвалидности" - имел в виду, Яги постарался ослабить её, так, чтобы она не смогла активно действовать с основной командой (на уровне той же Мирии или Клэр), а не просто защищать Рабону когда враги придут.

"Зачем" - имел в виду не Табиту, Синтию, Юму, а именно всю эту рабонскую линию с Галатеей. Видимо вы не поняли, весь этот абзац:
Зачем это было делать - тут сказать сложно. Возможно, автор тупо не знал, что делать с очередным клеймором, именно как клеймором. Возможно также, хотя тут уверенность слабая, что она должна была разрушить организацию изнутри: то, что она остается внутри Организации, знание некоторых тайн, да и глаза делают идеальным шпионом. Если так, получится, что Рубелю достались её функции?
Продолжение мыслей про роль Галатеи в сюжете.

То,что регенерация не безгранична - это правда, другое дело, что мне не показалось, что вышеупомянутым клейморам было сложно себя восстановить. Тем более шрамы - они глаза регенируют, что им какие-то шрамы. Впрочем, тут более глобальная проблема - сама тема регена плохо проработана, то они из кусков себя собирают (даже атакующие), то шрам свести не могут.

Да, вот еще одно, о чем забыл. Кажется, после нападения пробужденных организации всплыл фактом, что оргии подстраивали нападения, а потом присылали клейморов и гребли бабло. В общем, думаю после того, как Яги определился с глобальным сюжетом, это и было целью организации. Но видимо, в какой-то момент он решил, что банальное хотение бабла - это слишком просто и поэтому ввел полигон, породив кучу косяков и сюжетных дыр (Кошкин свой танк за три года разработал, а эти десятки лет с идеальной моделью клеймора шароебились).
06.06.2018 в 19:20

Хэлло, гэйс!

Приятно, что еще не все реки пересохли в наших Диарсах.
Вот уж два года как минуло, много разной ху... разными авторами понарисовано, а всеж ничего подобного по уровню к Клэмор даже близко не появилось.

Кстати, Nastanados, спасибо, я изрядно поностальгировал одной рукой под столом, глядя на Ваших аватарок. Вроде ж и ничего такого, а все равно доставляет... Даже текст читал вполглаза. Кстати, пользуясь случаем, передаю привет жертве Гиппократа, той, что недавно (1 июня, вроде) стала чутка (на год) взрослее. И вопрос, может что-нибудь новое заорганизуем? А то скучно без Вас, таких остроумно продвинутых... Может сами попробуем развязать текстуально
оставленные Яги косяки? Почешем репу совместно - вот будет повод перечитать мангу заново. Может и еще какие-нибудь неувязочки заметим.

Кста, Nastanados, я оценил Ваш пассаж, насчет Т-34. Но, строго говоря, первым все равно был У.Кристи - почти вся парадигма - его. Кошкин-Морозов - только развили его идеи. Но вот их - более толстая броня и мощная пушка.

По манге - Яги метался со своими сюжетными косяками, как шкурка на х... Но, несмотря на это, все же выкрутился более-менее удачно. Конечно, все равно куча недосказа осталась. Кстати, о самом Яги что-то ни слуху ни духу... Видимо никак в себя придти не может, после издания Клэймор, не иначе.

Может все-таки он выпустит "экстра"-серии?
23.06.2018 в 23:26

Номер Четыре. Хаотично добрая на стороне Тьмы.
Я тоже некропостер и имею сказать следующее.
Терезина суперсила была в Клэр изначально: Мирия учуяла в 47й крутую воительницу еще перед миссией по убийству пробудившегося мужика.
Стигма клеймор изначально была иной, как минимум более компактной, но потом Яги заменил ее на дурацкий шрам во всю тушку.
Ирэн должна была погибнуть от руки Рафы, но зачем-то выжила и отрастила руку.
А еще Рифул вначале бодро задвигалась теорию рассовой неполноценности, но потом забыла про нее.
23.06.2018 в 23:33

Kregy, Ну то, что у Клэр изначально была супер-сила и так очевидно - её ведь за этим и выращивали, просто сила пока дремала, типичный штамп. С остальным согласен, кстати, насчет стигмы как-то не подумал о таком варианте. Рифул вообще многое забыла, включая и некоторые боевые способности:nope:
23.06.2018 в 23:38

Номер Четыре. Хаотично добрая на стороне Тьмы.
У Рифул, по-моему, была какая-то смесь феминизма с вампирскими сагами, что в принципе логично при долгой жизни Порождений.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии